«Брачные узы»

Псалом: 50:3-12

Чтение и проповедь:  Еф 5:21–33

 

С самых древнейших времён известно, что человеческий мир не в ладах с умом – каждый третий брак сегодня заканчивается разводом. То, что христианский мир вприпрыжку пытается догонять этот безумный мир – не новое явление. Новое то, что в христианском мире разгорается дискуссия о непогрешимости Священного Писания в вопросе развода христианских семейных пар. Ох, как велико искушение подвергнуть ревизии радикальный закон Христа, гласящий: «Не прелюбодействуй. Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». И как бы в оправдание расторгнувшие брак, и не один раз, христианессылаются на самого Господа, который допускает развод в случае прелюбодеяния. В оригинале греческое «порнейя», переведённое как «прелюбодеяние», имеет очень широкое значение и может сопоставляться с нарушением заповеди «не открывай наготы», возбуждающей в человеке низменные страсти, что является таким же грехом (Лев 18). В таком понимании прелюбодеяние ведёт к полигамиисвойственной стаду животных и разрушающей промысел Божий – семью, которая есть прообраз Церкви. Интимную близость между мужчиной и женщиной Бог утвердил как брачный союз, который возвышает человека над животным миром. Муж и жена – семья, как залог исполнения промысла Божия: интимное соитие предназначено только для супругов, только в этом случае они принимаются и благословляются Богом. Сексуальная безнравственность имеет сатанинское происхождение и является духовной нечистотой противопоставляемой святости в Боге. Одно из повелений Закона Моисеева гласит: «с женой ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею», что сопоставимо с нарушением восьмой и десятой Заповедей: «не кради и не пожелай ничего, что у ближнего твоего». Супружеская неверность, внебрачные половые сношения, скотоложство, гомосексуализм и лесбиянство – все это в очах Божиих мерзость и относится к смертным грехам, попирающим закон Божий: «не ложись с мужчиною, как с женщиною, это мерзость. И ни с каким скотом не ложись, чтобы излить семя и оскверниться от него; и женщина не должна становиться перед скотом для совокупления с ним. Это гнусно» (Лев 18 глава). Брачные узы – особые взаимоотношения между мужчиной и женщиной, которые вверили себя друг другу и заключили между собой завет на всю жизнь, чтобы воспроизводить новых людей для Бога. Это союз переходящий в вечность, ибо установлен Самим Богом: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19, 6). Муж и жена представляют собой единое целое в очах Бога – человека во всей своей полноте. Без единства веры, без единства в духе не будет полной близости и единодушия. Святое Писание в качестве примера указывает на отношения Христа к Церкви, где апостол Павел рисует картину истинного брака (Еф 5, 21-23). Незаконные сексуальные отношения вне этого союзаприравнены к прелюбодеянию по отношению к Богу. На искушение со стороны фарисеев и книжников «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться?» Иисус дает исчерпывающий ответ: «Моисей по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с жёнами вашими: а сначала не было так. Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводнуюА Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует» (Мф 19, 3-12). Своим ответом Иисус ломает рамки Закона, указывая на порядок, установленный Богом в процессе сотворения мира: «сначала не было так». Развод в корне отвергает Божий порядок и саму природу брака, но допускается одно исключение – прелюбодеяние (супружеская неверность, измена), которое разрушает единство установленное Богом между мужчиной и женщиной. Апостол Павел поясняет:«совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею, ибо сказано: «два будут одна плоть» (1 Кор 6, 16). Речь идет о заключении союза с нечистотой, что является нарушением заповеди и оскорблением святости Бога. Это«порнейя», т.е. «открывать наготу или смотреть на наготу», что Бог однозначно запрещает. Развод – всегда трагедия, но брачная неверность настолько тяжелый грех против супруга и заповеди Божией, что Иисус утверждает законное право невиновной стороны расторгнуть брак по причине измены.Разведенная женщина не должна вступать в брак, либо должна примириться с мужем (1 Кор 7, 11). Если супруг умирает, то женщина вправе  снова выйти замуж, ножелательно за единоверца (Рим 7, 2; 1 Кор 7, 39). Развивая тему о браке и безбрачии, Апостол Павел указывает на то, что брак может расторгаться по желанию неверующей стороны, после чего вступление христианина в повторный брак уже не является грехом против Бога (1 Кор 7, 12-16). Ссылаясь на Книгу бытия, где говорится, что мужчина должен прилепиться к своей жене «и будут два одна плоть», Апостол указывает, что «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». В Книге бытия Павел увидел в отношении Христа и Церкви великую тайну брака, так как Бог сотворил Адама первым, а затем сотворил «ему помощника, соответственно ему». Бог хотел, чтобы человек делился с другими людьми тем, что у него есть – благодатью Творца. Ни один человек не будет иметь полноты, пока не передаст Божью благодать другому человеку. Благодатью делятся не с животными, а с людьми, потому что только человек может принять, оценить и насладиться благодатью, стать сонаследником благодати жизни (1 Пет. 1:4-7). Человек нуждается в другом человеке, с которым он мог бы разделить любовь Господа. Ни одно животное не способно на это. Бог сотворил не другого мужчину, а женщину, в которой Адам увидел совершенную копию себя, в тоже время полную противоположность всему животному миру: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2:23). Сотворив человека, подобного Адаму и одновременно совершенно на него не похожего, Бог создал основание для крепчайшего союза, который был бы невозможен при других обстоятельствах. Есть большая разница между союзом двух непохожих людей и союзом двух совершенно одинаковых. Поэтому Бог сотворил женщину, а не второго мужчину. Бог взял женщину из мужчины, как кость от костей и плоть от плоти его, а затем возвратил её ему, чтобы в общении с ней, человек понял, что означает быть одной плотью. Бог создал разнополую пару, а не двух представителей одного пола. Бог утвердилпервый институт называемый браком, в котором царит радость от чувства единства, ибо мужчина прилепляется к своей жене и ни к кому другому, чтобы осознать и ощутить, что значить быть одной плотью. Мужчина и женщина были сотворены в разном пространстве времени, при этом женщина берет свое начало от плоти мужчины и предназначена быть ему помощницей. Закон возбраняет женщине претендовать на первенство и главенство над мужчиной, мужчине же предписано относиться к женщине с любовью и нежностью. Такое различие ролей в семье не означает унижения одного перед другим, это дополнение одного другим. Оба являются носителями образа Божия и оба обладают равными достоинствами и ценностью для Бога и друг друга, равно как и ответственностью в исполнении обязанностей и супружеского долга. Брак есть тайна, за которой сокрыто гораздо больше, чем это может казаться. Тайна в том, что Бог не сотворил союз Христа и Церкви по образу союза мужа и жены, а наоборот, брак был создан по образу взаимоотношений между Христом и Церковью. Тайна отношений в браке, как она описана в Книге бытия, представляет собой символику. Бог вложил в людские брачные отношения прообраз отношений между Своим Сыном и Церковью. Эти отношения были в планах Бога ещё до создания мира, а потому брак на земле – есть тайна. Смысл один – муж и жена должны сознательноподдерживать благословенные и радостные взаимоотношения: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христосглава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф. 5:22-24). Жена берёт пример с Церкви, а муж подражает Христу, которого Бог провозгласил главой всего, наделиввластью и силой превыше всякого начальства, власти и господства. Жена должна быть готова уступать мужу и следовать за ним, но не ставить его выше главенства Христа. Поэтому, повинуясь таинственному замыслу брака, жена должна следовать примеру Церкви в отношении к Христу, как это было задумано Богом. Муж христианин не должен уклоняться от данной ему Богом обязанностидуховного наставника для жены и семьи«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её» (Еф. 5:25-27). Естественный закон природы гласит, что мы любим самих себя, а потому, следуя ему, мы будем делать всё, что принесёт нам удовлетворение. Священное Писание как бы говорит нам: «Мужья и жены, в браке вы одна плоть, но если вы живёте только для собственного удовольствия в ущерб вашей второй половине, то вредите себе и лишаете себя благодатной Божьей радости». Дисциплина во взаимоотношениях с Богом наведёт порядок в брачных взаимоотношениях супругов, и только чистое сердце сможет наслаждаться даром супружеской жизни без примесей ядаизменАминь.

Александр Редер, Пастор Евангелическо-лютеранской Церкви в России, 14.11.2013