Воскресенье вечности

Почему мы празднуем день поминовения усопших Totensonntag?

Почему мы вспоминаем усопших? Прежде всего потому, что и живые и умершие является равно частью Церкви Христовой и принадлежат Ему. 

Но все-таки верное название сегодняшнего воскресенья - Воскресенье вечности Ewigkeitssonntag. Так и сегодняшний проповедный текст говорит нам о вечности. Не о том, чего не будет, а том, что будет и должно быть. О том, что действенно сейчас и всегда:

 

30. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет.

31. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

32. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

33. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.

34. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.

35. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;

36. чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.

37. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

(Св. Евангелие от Марка 13:30-37)

 

Литургический сон и его последствия.

Сладкий сон церковной изоляции от мира и его проблем. Нам нужно помнить, что Иисус не уходил из мира, а пришел в него. В наш мир Он пришел, чтобы жить, говорить, исцелять, умереть и воскреснуть в нем. Мы не должны никогда останавливаться на достигнутом, но должны всегда двигаться вперед. Наши христианские традиции, ритуалы и богослужения являются выражением того, что Бог вложил в наше сердце и разум. 

Если мы услышали Евангелие и приняли Иисуса Христа как Спасение, Свет и Истину в своей жизни, то наша жизнь и все ее выражения становятся свидетельством о Нем. 

Богослужение является кульминацией нашей христианской жизни, но в каждом новом дне мы просыпаемся с благодарностью для того, чтобы быть светом этому миру, а не впадаем в сон самоправедности и собственного превосходства, которое Иисус называет фарисейской закваской. Иисус очень часто говорит именно об этой опасности. Именно в этом фарисейском самоослеплении он видит главную угрозу вере. 

 

Бодрствовать и молиться 

В противоположность сну бодрствование позволяет видеть реалии жизни и правильно их оценивать, делать выводы и действовать. Именно христианское бодрствование является движущей силой общины и церкви.

А молитва позволяет нам поддерживать прочную связь с Богом. Молитва - это не столько умение говорить правильные слова и четко формулировать мысли, сколько умение слушать и слышать Бога. 

Как бодрствование не может существовать без молитвы, так и молитва без бодрствования. Потому что только сознательная молитва может дать нам необходимые ответы и воодушевление к действию.   

 

Жить в предвкушении вечности. Апокалиптический стиль жизни

Часто апокалипсис или конец света понимаются неверно. В том числе и христианами. Как будто нужно спрятаться и ждать, когда все будет уничтожено или когда мы все умрем. Но Господь говорит нам об ином. Он говорит нам о том, что времени мало, нам нужно ценить отпущенные дни и благодарить за все.  

И в то же самое время нам не нужно заблуждаться и думать, что все останется как есть. Мир развивается. 

И это не является злом само по себе. Мы вновь учимся распоряжаться правильно доверенными нам возможностям нового времени, отвечать на вызовы этого вермени. 

Жить в предвкушении вечности - это жить как как будто все имеет значение, все что мы делаем имеет далеко идущие последствия. 

Апокалиптический образ жизни - это жить так чтобы не проспать приход Христа. Потому что мы не знаем, когда придет хозяин дома. Как бы Он не застал нас спящими литургическим сном в золотых одеждах, оглушенных шумными прославлениями и эмоциональными речами или ослепленных идеологиями или духом времени.  

Мартин Лютер: "если бы я узнал, что завтра наступит конец света, я бы сегодня еще посадил яблоню". Мы призваны не к инертности, а к активной жизненной позиции христианина.

 

И вновь к вопросу: Почему у нас у лютеран, протестантов есть такой день как Воскресенье вечности?

Протест против безнадежности и смерти.

Протест ради активной христианской позиции за жизнь и против любой формы угрозы жизни или уничтожению. Протест ради надежды в безнадежных ситуациях. Протест против равнодушия и одиночества ради развитой общинной жизни и христианского общения. Протест против несправедливости ради того, ища правды Божьей. Протест против общественного сна, когда нужно бодрствовать и действовать, ясно заявляя свою позицию в духе Иисуса Христа. 

 

Итак, будем бодрствовать и протестовать своей христианской жизнью против смерти, лжи и безнадежности ради жизни, правды и надежды. 

 

+ Дитрих Брауэр, Архиепископ