«День реформации»

Псалом: 85:1-5; 8-10

Чтение и проповедь: Откр 3:14-20

 

Пророческое «мы на заре новой эпохи» простой монах августинец Мартин Лютер произнёс на пике духовного упадка Церкви. Торговля индульгенциями, отклонения от апостольского учения, извращения церковной жизни достигли своего пика – так не могло продолжаться дальше. 31 октября 1517 года Лютер прибил к двери церкви в Виттенберге 95 тезисов, которые были призывом отряхнутьпрах нечестия, который к этому времени покрыл Церковь.  Казалось быкого мог заинтересовать написанный от рукипо латыни текст, кроме как самое  ближайшее окружение малоизвестного монаха. Но слова призыва горели огнёмСвятого Духа«что невозможно человекам, то возможно Богу» и вскоре тезисы обсуждались уже по всей Германии.Их смысл сводился к следующему: «Церковь, тебе надобно покаяться, измениться и родиться свыше от Святого Духа».Содержание тезисов отражало тот дух, которым были пронизаны послания к семи церквам из Книги Откровений Иоанна Богослова: «знаю твои дела, но имею против тебя нечто». Спустя некоторое время трепещущий от страха,худой от измождения и бледный от усталости Лютер держал ответ в высоком дворе перед императором Карлом V, князьями и кардиналами. Дерзновенность ответа на предложение высоко двора отречься от своих убежденийграничила с ересью, за которую сжигали на костре: «я не верю ни папе, ни соборам, ведь известно, что они не раз заблуждались и противоречили самим себе. Я остаюсь в подчинении у приводимых мною слов Писания, а душа моя останется в плену у Слова Божия. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что действовать вразрез с совестью небезопасно и неблагочестиво. На этом стою и не могу иначе. Да поможет мне Господь. Аминь». Позднее в своих воспоминаниях Лютер напишет: «Бог вёл меня, как лошадь с шорами на глазах, чтобы я не видел своих противников».Бог своею рукой вознёс к славе простого, но искреннего в вере монаха, чтобы начать Реформацию, которая позднее перевернёт весь средневековый мир уже начавший к тому времени духовно разлагаться. На Нюрнбергском сейме в 1522 и 1523 годах через своего посла голландский папа Адриан VI открыто заговорил о состоянии Церкви тех дней: «Бог попустил произойти этому несчастью в Своей Церкви по вине людей, а особенно грехов священников и прелатов. В Святом Писании прямо сказано, что корень зол народа в греховности религиозных вождей. Нам всем слишком хорошо известно, что даже вокруг святого престола многие годы происходили вещи, достойные порицания – извращения в духовных вопросах, нарушения заповедей, все шло к худшему! Потому нам не стоит удивляться, что болезнь перекинулась с главы на члены, с пап на подчиненных». Бог помазывает Святым Духом искренних и верных служителей, которых призвал восстановить забытую, но ещё теплившуюся в глубинах церковной ложи истину. Бог дал сверхъестественную силу Своимизбранникам провозгласить правду, что есть Божье владычество и Его благодать, что Иисус Христос есть Искупитель падшего человечества, что сердце Церкви сокрыто в Слове и Святом Духе. Будучи прозван «мужицким апостолом», Лютер усердно работал надпереводом Библии, на современный немецкий язык, который стремительно распространился по всей Германии истал всеобщим литературным языкомСвященное Писание стало доступно простому люду и это взорвало общество, а реформаторские проповеди оказались намного радикальнее и продуктивнее, чем все усилия религиозной философииэпохи Возрождения. Евангельская весть оказала сильноевоздействие на искавшее фундамент веры поколениеЛютера. Введя понятие «христоцентричность», Лютерпревратился в «теологического коперника»,  который доказал, что христианский мир вращается вокруг Сына Божия, а не папы римского. Но будет ошибочным приукрашивать Реформацию, замалчивая негативные последствия, которые она принесла с собой – любая монета имеет две стороны. Последовали шаги к откату от идеала, в результате чего политика, а нередко просто и коньюктураотдельных бывших единомышленников, привели к контр-реформации, которая изменила идеал на реальность жизни. Будучи уже маститым евангельским реформатором, Лютер занял радикальную позицию по отношению к евреям, против которых он выдвигает аргументацию не теологического, а экономического порядка. Обвиняя евреевв ростовщичестве, в алчности, нечестности и паразитизме он назвал их «дьявольским отродьем» и представил на рассмотрение властям семь рекомендаций как можно не уничтожая евреев, уничтожить их образ жизни. В позднем учении Лютера установленный Богом непоколебимый порядок вещей был противопоставлен внутренней свободе.Долг послушания выходит на первый план, христианин должен быть покорным и преданным подданным. В обмен на заповеди блаженства и царства Господа в сердце человека реформатор внушал немцам безусловную покорность государю, существующим законам, соблюдение порядка. Позиция Лютера однозначна: народ необходимодержать в узде. Отсюда берёт свои корни известноенемецкое выражение «Ordnung muß sein»Апостол бунта трансформировался в апостола послушания, повиновения ипокорности, что впоследствии было возведено в национальную добродетель. Дух Реформации радикальноизменил мышление и образ жизни немцев. Много столетий спустя эти рекомендации будут дополнены и положены в основу идеологии антисемитизма национал-социализма Третьего рейха в Германии, что впоследствии привело к страшной катастрофе – геноциду евреев. Единственное, что можно сказать в оправдание Лютера, что в эпоху Реформации он был не единственным в этом вопросе. Но главное, что удалось Лютеру сделать – это показать миру, что в понимании католической церкви вопроса спасения есть что-то фальшивое. Его сильно заботил вопрос, который с древних времён люди задавали ещё Иоанну Предтече и Апостолам: «что нам делать, чтобы спастись?» иРеформатор окунулся в полемику определения покаяния и его смысла тех времён. Он призывает обрести чистую совесть, ибо «не по делам и заслугам, но по благодати Божией мы спасаемся». Он показал, что кроме внешнего покаяния, в котором христианин исповедует грехи священнику и получает отпущение, есть внутреннее покаяние, которое происходит в глубине души человека. Если это покаяние искреннее и истинное, оно обязательно приведёт человека к добрым делам, которые он назвал «всецелым умерщвлением плоти». Через почти 500 лет после Реформации «паписты» и «отряхнувшие с себя прах католицизма бунтари» приходят к пониманию в диалоге.21.10.2013 года на приёме делегации Всемирной Лютеранской Федерации и членов Лютеранско-католической комиссии по поиску единства Папа Францисксказал следующее: «по мере того, как мы смиренно приближаемся к Господу нашему Иисусу Христу, мы можем быть уверенными в том, что также приближаемся друг к другу, а по мере того, как будем просить у Господа дара единства, можем быть уверены, что Он возьмет нас за руку и будет нашим проводником. Требуется покаяние и прощение за зло, которое принесли друг другу, и за грехи, совершенные перед Богом, и вместе ощутить радость с ностальгией по единству, которую Господь даровал в наших сердцах, и которая заставляет нас с надеждой смотреть в будущее. Мы не должны бояться, поскольку единство в первую очередь — не плод наших трудов, но действия Святого Духа, Которому мы должны открыть наши сердца с верой, что Он будет вести нас по пути примирения иобщения». В современной России имеется разнообразие лютеранских течений отражающих как консервативное, так и современное богословие, соперничают между собойтренды мирового лютеранства, что неоднозначно воспринимается обществом. Исторически это естественный процесс возрождения, поиска и развития уничтоженной советским режимом Лютеранской церкви. Но не приведут ли ошибки и перегибы в этом процессе к возникновению того «коллективного духа Лютера», который станет катализатором возникновения Евангелической Церкви в России (ЕЦР) наподобие Евангелической Церкви в Германии (EKD), как это случилось с лютеранством в Германии как реакция на очищение? Я предостерегаю махровых консерваторов российского лютеранства не прятаться за именем и книгами Лютера каждый раз, когда заходит речь о живой вере, о начинаниях Святого Духа в Теле Христовомя предостерегаю оголтелых российскихлибералов, сторонящихся не только имени Реформатора, но и самого Сына Божия Иисуса Христа в продвижении неправильно понимаемой ими свободы в Святом Духе – оставайтесь «христоцентричными»  в своём мышлении, словах и делах. Полностью подписываюсь под словамиМаркграфа Бранденбургского Георга: «я не был крещен во имя Лютера; он не является моим Богом и Спасителем; я не уповаю на него и не спасаюсь им. И потому, в этом смысле, я не лютеранин. Но когда меня спрашивают, исповедую ли я сердцем и устами то учение, которое Господь вновь открыл мне посредством блаженного слуги Своего, д-ра Лютера, я, нимало не колеблясь, называю себя лютеранином и не боюсь этого; и в этом смысле я лютеранин и останусь лютеранином всю свою жизнь».  Аминь.

Пастор Александр Редер,

Евангелическо-лютеранская Церковь в России

Четверг 31.10.2013