"Дом, над которым наречено Имя Мое"

Иеремия 7,1-11:

1 Слово, которое было к Иеремии от Господа:

2 стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу.

3 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте.

4 Не надейтесь на обманчивые слова: „здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень ".

5 Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его,

6 не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, -

7 то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов.

8 Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы.

9 Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете,

10 и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: „мы спасены ", чтобы впредь делать все эти мерзости.

11 Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь.

 

Дорогие братья и сестры,

 

Наш текст для проповеди сегодня – очень древний текст, текст пророка Иеремии. Об Иеремии мы знаем, что он был очень молод, когда Господь призвал его к пророческому служению. Народ не верил его пророчествам, его сажали в темницу, а царь Соломон даже отстранил его от служения в иерусалимском храме, хотя священническое служение полагалось ему по рождению. Кончилось все тем, о чем он и пророчествовал: Иерусалим был разрушен, а народ уведен в плен. Все это произошло на глазах пророка. Можно только догадываться о том, каковы были его чувства – чувства человека, знавшего о чем пророчества, предупреждавшего, отвергнутого и видящего, что слово, явленное ему в откровении, сбылось!

 

Народ не обратился к Богу. Политика и торговля были для него важнее, а, в конечном счете, рухнуло все, включая политику и торговлю, потому что не было твердого нравственного основания.

 

Это страшный текст. Хотя он и был написан в далеком прошлом, он свидетельство – это свидетельство о воле Божией, о том, что Бог говорит народу, свидетельство о том, что слова Бога не звучат напрасно – хотя это может именно так казалось современникам Иеремии, потому что какой-то молодой пророк все время ругался и критиковал всех, наверное, потому что он неудачник, сам ничего не добился, потерял хорошее место в храме, вот и пророчествовал погибель из зависти к тем, у кого все хорошо. Нет, история потом показала, что страшные пророчества Иеремии сбылись. Наш текст – свидетельство о том, что нравственное основание в обществе может показаться чем-то слабым и идеалистическим, но на самом деле это фундамент, на котором народ может существовать и развиваться. Это свидетельство о том, что в истории действует закон Божий. Мы можем его игнорировать, но он все равно, как больной зуб, дает о себе знать.

 

Какие строки мы читаем сегодня:

«Не надейтесь на обманчивые слова: „здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень".

Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы.

Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое?

 

Внешняя религиозность не спасает, как не может спасти упаковка от лекарства – нужно само лекарство. Более того, пророк подчеркивает, что такая упаковка вредна и опасна, если она скрывает далекие от воли Божией дела и даже преступления. Тогда это не просто страшное лицемерие, это еще и дискредитация самого храма. И получится еще одна катастрофа: рухнет сам храм и наступит беспросветное рабство. Как часто в мировой истории сбывалось это пророчество!

 

И все же, Бог не оставляет храм. Он говорит через пророка, что на этом доме наречено Его Имя. Люди могут по-разному обращаться с домом Божьим, но несмотря ни на что этот дом так и останется домом Божьим, и это уже один кирпичик в основании Царства Бога, а не хаоса.

 

Спасение начинается не с наших обманчивых слов о том, что мы спасены, а с Самого Бога. Он закладывает фундамент для нашей жизни: называет дом молитв и общения с Ним Своим домом – домом Божьим. Бог заключает с людьми завет, Он много раз заключал с людьми заветы, пока не состоялся самый великий из них – Новый Завет в Крови Его единородного Сына, которая за нас и за многих изливается во оставление грехов. Мы услышим сегодня еще раз эти слова во время литургии Причастия. Поэтому что бы мы, люди, ни делали с домом Божьим – в конечном счете это Его дом, и он открыт для всех детей Божьих, то есть для всех нас.

 

Бог по милости Своей прощает нас. И эта воля Божья не должна восприниматься нами как «дешевая благодать» (выражение Д.Бонхеффера), то есть как что-то, что нам ничего не стоило, как что-то, что Бог нам в любом случае даст. Нет, мы не должны забывать, что ради этого прощения пролилась кровь: кровь Христа, кровь Его учеников, кровь мучеников. Благодаря жертве Сына Божьего и свидетельству многочисленных христианских мучеников за веру мы можем находиться в церкви, вместе читать Слово Божье и вместе участвовать в Таинстве Причастия. Это дорогая благодать, которая освобождает и нас, людей здесь и сейчас. Это завет уже с нами, это основание для нашей жизни. Для каждого из нас. Основание, которое не сгорит и не исчезнет, которое никто не сможет у нас украсть. Это начало нашей жизни во Христе. Аминь.

 

Пропст Елена Бондаренко