«Иерархия в семье»

Псалом: 16:1-9

Чтение и проповедь: Книга Бытие

 

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его и сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.  И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбрего, и закрыл  то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего.  Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть.; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».

Большинство молодожёнов даже не подозревают, что ожидает их в браке. Завершается «медовый месяц», угасаетпыл «первой любви» и начинаются серые будни, в которых проявляется полная безграмотность молодых супругов в вопросах семейной жизни. Апостол Павел разъясняет древней византийской общине христиан семейную субординацию, в которой «всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же – от Бога» (1 Кор 11:3, 8, 9, 11-12). Присущая мужчинам уверенность основывается на его подчинённости Христу,самоутверждение жены сокрыто в муже, спокойствие детей основывается на родителях – семья подразумевает установленные Богом взаимоотношения, которые требуютвзаимного уважения и любви друг к другу. Апостолнапоминает об обязанностях членов семьи, как гарантии её благополучия: «Жёны, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всём, ибо это благоугодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол 3:18-21).Взаимоотношения между мужем и женой Апостолом уподоблены взаимоотношениям между Христом и Церковью, которая названа его Невестой: «муж есть глава жены, как и Христос, глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит себя, так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Еф 5:23, 25, 28, 33). Такие взаимоотношения открывают путь к свободному общению с Богом и делают супругов сотрудниками Бога: «мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». (1 Кор 3:7; Еф 5:22, 24, 29, 33).Неверные взаимоотношения в семье становятся препятствием для молитв. Так стоит ли удивляться тому, что нет Божьего благословения в таких домах? Ну, а что делать, если в семье муж неверующий? Как можно слушать его и повиноваться ему, если он бесчинствует? Не будет ли это, с одной стороны нарушением апостольского наставления слушать Бога более, нежели людей, а с другой, не станет ли это причиной раздоров и развода в семье?Здесь уместно дать однозначный ответ: право не повиноваться мужу приемлемо только в случае откровенной мужской непокорности и презрения по отношению к Священному Писанию и Богу. Но не бывает ли в реальной жизни так, что жена своей неразумной ревностью впускает в своё сознание бактерию подозрительности и недоверия, допускает непочтительность в разговоре с мужем и вольность языка упоминающего о возможности развода, незаслуженно упрекает ребёнка в его нежелательности, что вносит серьёзный разлад в семейныевзаимоотношения? Современная женщина, пытается самоутвердиться вне мужа. Неважно, на каком поприще достигается её успех, но если нет уважения в собственном доме, тогда любые её достижения – всего лишь обольщение. Распространенная проблема женатых мужчинкроется в их личной непокорности Богу. Попытки установить власть в семье с помощью криков, угроз и кулаков мужа, который сам не признает высшей власти над собой, в итоге безуспешны. Когда жена признает власть мужа над собою она находиться в подчинении. Муж, поступающий справедливо пред Богом и подчиняющийся Божьим законам, положительно влияет на жену, детей, окружающих. Феминистское движение в обществе усиленно и настойчиво развивает мысль, что женщина абсолютно равна мужчине, что она самодостаточна, что её интеллект, карьера и заработок могут быть даже выше мужского. Это вполне возможно и кое в чём не противоречит христианскому взгляду на брак, потому что в глазах Бога мужчина и женщина – одно целое: «одна плоть». Но в материальном мире Бог установил разницу в статусе мужчины и женщины: по горизонтали – мужчина глава, а жена помощница ему. В духовном мире картина иная: по вертикали – муж и жена равно ответственны перед Богом. Также то, на что указывает Апостол Пётр, никак не укладывается в рамки феминистского движения: «также и вы жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову житием жён своих, без слова  приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет 3:1). Подавляющее число супружеских пар имеют детей, которые, являясьнеотъемлемой частью семьи, не остаются в стороне от взаимоотношений в доме, наоборот, они активные участники в её жизни. Заповедь Божия, данная Моисею, гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Священное Писание настоятельно предписывает молодым людям с юности хранить заповеди отца и не отвергать наставлений матери, которые будут хранить их душу и мораль в чистоте (Исх20:12; Пр 6:20-35). Однако эгоистичная родительская любовь часто искажает смысл установленных Богом взаимоотношений в семье, на что Священное Писание резюмирует: «кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр 13:24). Но родительская строгость не должна быть чрезмерной. Родители призваны относиться к своим чадам с почитанием и любовью, вкладывая в них страх Божий: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол 3:21).Нарушения Божественного порядка и уставов регулирующих семейную жизнь приводит к разобщению членов семьи, порой к открытой враждебности, что приводит к разрушению брачного союза и разводу, чтосерьёзно осуждается Священным Писанием: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Бог из двух сделал одно целое единое и дал этому определение «весьма хорошо», а потому ответственность за разрушение семьи несут обе половины. Развод подпадает под строгий суд Божий, о чём ясно сказал Иисус: «Кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние, и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует» (Мф 19:9). Слава жены – в муже. Аминь.


Александр Редер,

Пастор Евангелическо-лютеранской Церкви России,

Четверг 12.09.2013