"Не забывай!"

14 Троицы

10. Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран,
11. и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.
12. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
13. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;
14. и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные;
15. и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.
16. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!
17. И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.
18. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.
19. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз.
(Книга Бытие 28:10-19)

Дорогие сестры и братья!
Наступил сентябрь, а вместе с тем закончилась летняя пора. Нам немного жаль, но время неумолимо. Оно движется вперед, оставляя воспоминания. Дети пойдут в школу, студенты в институт, для всех начнется новый этап цикличной, но всегда обновляющейся жизни. Время не остановить. Прошлого не вернуть. Нам необходимо устремляться в будущее. Во дне сегодняшнем приготовлять приход будущего.

Однако строить будущее никогда нельзя и без сохранения памяти о прошлом. МЫ не должны жить прошлым. Мы и не можем жить во дне сегодняшнем иллюзией  дня вчерашнего. Его уже нет он прошел. Но при этом ни один день не проходит бесследно. Всегда остаются следы, последствия и воспоминания.

Так произошло и с Иаковым, который увидев сон, в котором ему явился Бог, увековечил то место и сберег память об обетовании Божьем в своем сердце.

Однако воспоминания могут быть разными. Печальными, грустными, болезненными, но также и радостными, теплыми и поднимающими настроение. Воспоминания могут быть как заноза в нашем теле, которую никак не возможно вытащить или как незаживающая рана, но также они могут быть как теплое лоскутное одеяло, состоящее из моментов счастья и добра. Такое лоскутное одеяло прочно скреплено нитью нашей жизни. Под ним так приятно укрыться среди холода обстоятельств, согреться и почерпнуть новые силы.

И все же как бывает неприятно спать даже под самым мягким и теплым одеялом на твердых горошинах наших грехов, обид, злопамятства и злобы. Как мешает нашему покою постоянный зуд нашего неспокойного «я». А неиссякаемый поток мыслей о себе любимом причиняет головную боль и не дает сомкнуть глаз.

Воспоминания могут быть действительно очень противоречивы. Они могут вести между собой непримиримую борьбу. Но при всем этом на необходимо понять, что это НАШИ воспоминания, а не чужие. Это и есть МЫ сами. Мы сами подкладываем себе в жизнь твердые горошины и бережно храним их. Мы сами причиняет себе головную боль и сами себя ожесточаем. Так память о зле и неправде одерживает верх и начинает влиять на наше настоящее и будущее.

Причем для последствий не имеет решающего значения, кто является автором зла или неправды в этих воспоминаниях. Если творцами зла являемся мы, то мы всегда сможем найти или изобрести себе оправдание. Ведь всегда сохраняем абсолютную степень милосердия к самим себе. Такое самооправдание делает зло нормой, постепенно притупляется острота восприятия совести, а внутренний голос умолкает. Но это будет относится только ко злу, творимому нами. Когда же зло будет направлено в отношении нас, мы будем жёсткими и непримиримыми.

Если нас мучает обида, то и эта обида становится полностью и всецело нашей занозой. Она постоянно напоминает о себе и ноет, заставляя смириться со своим существованием в нашем теле. Возможно она даже сможет достичь своей цели, и тогда мы становимся вечно обиженными, а обидеть других мы будем расценивать как восстановление некой справедливости.

Человек, живущий злыми воспоминаниями постепенно утрачивает способность радоваться жизни. А радоваться жизни - это уметь замечать и сохранять в своей памяти маленькие вещи, и едва заметные чудеса.

Что дадут нам чудесные природные явления или необъяснимые с научной точки зрения вещи, замеченные нами? Вероятно мы скажем : «ух ты!» и не более того. Да и то в лучшем случае это, потому что в 21 веке нас трудно чем-то удивить.

Но маленькие чудеса способны изменить все. Как, например, когда мы берем горошину нашей обиды и несем ее к тому, кто обидел нас или кого обидели мы для того чтобы эта горошина стала зерном примирения и чтобы отдать ее в руки Господа и примириться. Или когда мы наконец решаемся вытащить занозу эгоизма из своей жизни. И наконец истинное чудо происходит тогда, когда мы избавляемся от головной боли, причиняемой нам мыслями о самооправдании и борьбой с собственной совестью.

Нам грешникам, едва ли возможно стать чудотворцами. Действительно, нам самим, своими силами, невозможно избавиться от греховного сознания. Мы все время предпочитаем быть лицемерами, чем прийти к Богу с покаянием и назвать все вещи своими именами.

Но во Иисус Христе Бог открыл нам свою милость. Своей милостью Он уже даровал нам примирение. Эта милость и это примирение принимаются и воспринимаются нами в вере. Мы смотрим на Христа и видим как Он являет нам своей жизнью, смертью и воскресением пример совершенно свободных и совершенно искренних отношений между людьми и с Богом. Он говорит не столько о том, что ты должен, сколько о том, что ты можешь. Он являет нам не Бога, сидящего на горошинах воспоминаний, а Бога, который говорит, что всякого «приходящего ко мне не изгоню вон» (Ин.6:37б).

Если мы обрели мир с Богом, если Иисус Христос стал Господом нашей жизни, то мы становимся истинно свободными от своего вечно обиженного, озлобленного и лицемерного «я». Нами руководит вера, которая сохраняет нашу память о том, что Бог открыл нам во Иисусе Христе. Толь вера способна изменить наше сознание сегодня. Именно вера дарует нам прозрение, для того, чтобы благодарить Бога за все, что Он делает для нас, для того чтобы пребывать в открытых и нелицемерных отношениях с людьми, а также в любви и милосердии приобретая себе ближних.

Так яркое, большое, теплое и прочное лоскутное одеяло нашей жизни способно будет дать тепло не только нам самим, но и нашим ближним. И сможем с искренней радостью вторить псалмопевцу: «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его» (Пс. 102:2).

 

Епископ Дитрих Брауэр