Евангелие от Иоанна 9,1-7:

1 И, проходя, увидел человека, слепого от
рождения.
2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто
согрешил, он или родители его, что родился
слепым?
3Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни
родители его, но [это для] [того], чтобы
на нем явились дела Божии.
4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда
никто не может делать.
5 Доколе Я в мире, Я свет миру. 6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

 
В какой день Иисус исцелил слепого? Если
дальше читать главу мы узнаем что в
субботу. Что сказали на это некоторые
фарисеи?  Они говорили: не от Бога Этот
Человек, потому что не хранит субботы.
Вот если бы Иисус не увидел слепого и
прошел мимо, то по логике тех некоторых
Он был бы от Бога. Но как не увидел бы,
скажите вы? Ведь Иисус не слепой. Как
все остальные, которые проходя мимо не
видели. Вот попробуйте посмотреть на
слепого или на слепую сидящих, например,
на Земляном валу или точнее попробуйте
посмотреть на огромный поток людей мимо
проходящих. Легко ли увидеть слепого?

 

"Увидеть слепого" - есть что-то страшно абсурдное
в этих словах. Слепота нарушает взаимность,
заключённую в творении. Если я вижу, то
и меня видят, а если меня не видят, то и
мне трудно. Что можно почувствовать,
когда вдруг видишь слепого? Жалость.
Да. Ещё?  Желание помочь, но как?  А ещё
чувство, что общаться так, очень трудно.
Потому что глазами мы общаемся в первую
очередь, оцениваем собеседника и решаем
говорить или нет, продолжать общение
или нет. Но ещё чаще можно почувствовать,
а зачем вообще говорить, обращать
внимание раз это так сложно. Особенно
когда мы замкнуты или сердиты или ещё
что-нибудь. Вопрос остановились бы
вообще все возле слепого. Ведь история
начинается со слов, что Иисус увидел, а
не все увидели. А ведь Он шел после ссоры
с группой иудеев в Храме, которые хотели
побить Его камнями.

 

Слепой воспринимается остальными почти как
неодушевленный предмет. Ученики кстати
и ведут себя так, можно даже сказать по
хамски. Они не говорят со слепым. Слепой
для них становится предметом, о котором
можно порассуждать с Учителем на свои
темы.

 

Темы для людей стандартные, к сожалению: а
давайте порассуждаем: а кто виноват? А
кто грешен и в чем? Любимая тема. И в этой
истории и ученики, и фарисеи и народ
рассуждают одинаково. 

 

Сейчас по всей стране народ обсуждает историю
с обвинительным заключением суда,
который присудил 5 лет общего режима
блоггеру, адвокату, известному борцу
против коррупции, на сегодняшний день
кандидату в мэры Москвы Алексею
Навальному. Политики, политологи,
журналисты, и сторонники Навального –
все возмущаются, что стали возможны в
нашей стране  политически мотивированные,
несправедливые приговоры.  И многие, не
только сторонники Навального находят
виновных – это власть, люди во власти.
Искать виновных любимая тема на все
времена.

 

Но ведь несправедливость происходит не
только с известными людьми. И не только
в какие то редкие моменты. Она происходит
много где и со многими. С той же слепой
бабушкой, тихо сидящей на Земляном валу.
О ней не пишут газеты, не обсуждают на
радио. Т.е. когда надо можно видеть
несправедливость, а когда надо можно и
не видеть.

 

Избирательное зрение - самая страшная слепота. Вот
видят ученики в Иисусе – Учителя, а
Христа пока нет. Видят слепого, сидящего
у дороги как предмет, о котором можно
порассуждать, а человека просящего о
помощи нет. Иисус исцеляет слепого, но
Иисус исцеляет и вот эту избирательную
слепоту всех окружающих. Не словом
только, но и делом показывая ученикам
Свой
свет.
Который светит не избирательно.

 

Когда Иисус говорит, что свет во тьме светит,
Он говорит не о тьме какого-то
нечеловеческого зла, а о тьме человеческой
жестокости. И Свет Христов начинает
духовное прозрение, т. е. видеть не
избирательно, не только видеть себя, а
видеть других, видеть Бога в своей жизни
и через это переставать быть во тьме.
Верх мудрости человеческой - познать
себя, верх премудрости Божией - познать
Бога и Его любимые творения.

 

В большинстве древних культур слепота
считалась признаком духовной прозорливости.
Убыло в одном, прибудет в другом. Гомер
был слепым, например. Евангельский
слепец явно умнее окружающих, как
показывает дальше повествование в 9
главе. Физически он стал вроде наравне
видеть с фарисеями, но их разговор
показал, что бывшего слепца есть и
духовное зрение. Пока был слепым, он
научился оценивать людей не по тому,
как кто выглядит, или на каком осле
ездит, кто какую должность занимает,
кто в каком доме живет, у кого кошелек
какой толщины. Жизнь его заставила
делить людей на духовно слепых и духовно
зрячих. Т. е. тех, кто видел его нуждающегося
и тех, кто не видел, а ещё хуже осуждал
за увечье, приписывая множество грехов.
Поэтому не стал он лжесвидетельствовать
против Иисуса перед фарисеями. За что
был ими выгнан. И Иисус открыл ему многое
и не только глаза. Слепец увидел Сына
Божия воочию. Не сам да. Возможным это
сделал Христос.

 

Но Христос пришёл не для того, чтобы люди
увидели Бога, а чтобы люди увидели друг
друга. Увидели друг в друге не соперников
за место под солнцем, а братьев и сестер.
Иисус Христос светит миру не каким-то
светом из-за облаков. Христиане - вот
свет Христов. Но свет этот не насильственный
и нам не нужно агрессивно осуждать
кого
-то.
Иисус не осуждал учеников за то, что они
были слепы посильнее слепого.

 

Так легко ли увидеть слепого, сидящего у
наших дорог?  Скажем честно – нет. Не в
наших это силах. Но в силах Бога. Поэтому
Он и пришел нас этому научить и быть
среди нас.

 

В древнегреческих мифах Прометей принес
людям огонь с небес для более комфортабельной
жизни на Земле. А Христос принес Свой
свет людям уже не мифически, но родился
человеком, чтобы мы знали о Божьем
милосердии и чувствовали Божью любовь
к нам, и были милосердны и любили друг
друга – были светом Христа.
Аминь

 

Викарий Виктор Вебер