Воскресенье OCULI. Веяние тихого ветра

3 Царств 19,1-8.(9-13а):
1 И пересказал Ахав Иезавели всё, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом.
2 И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что [сделано] с душею каждого из них.
3 Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там.
4 А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих.
5 И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь.
6 И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул.
7 И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою.
8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.
9 И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему [Господь]: что ты здесь, Илия?
10 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее.
11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;
12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра.
13 Услышав [сие], Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру.

 

Дорогие братья и сестры,

 

Сегодняшний текст для проповеди о пророке Илии – один из моих самых любимых библейских текстов. Это текст о том, как Илия устал. Он много работал, нес Слово Божие, он увидел страшное, как нечестивый царь Ахав со своей женой Иезавелью уничтожали пророков Божиих, он понял, что остался один – ему стало страшно, и еще он очень сильно устал.

 

Как часто мы с вами видим себя на его месте! Те, кто несут свое служение в церкви во всем мире, часто жалуются на то, что они выгорают. Таких историй огромное число! Когда мы учились в Новосаратовке, один православный священник, которого пригласили почитать у нас курс лекций по истории Церкви и особенно по русскому православию, рассказал, что в свои первые дни служения ему пришлось провести столько частных исповедей, что у него поднялась температура до 40.

 

Вы тоже можете часто видеть уставшую Марию, нашего председателя совета общины, или пастора Андрея после длинного воскресного дня. Или пастора Виктора, который еще и занимается квитанциями, хозяйственными вопросами, общением с разными людьми. Или епископа, который должен не только нести служение здесь в Москве, но еще и представлять всю нашу конфессию перед другими конфессиями и перед нашим государством. Я тоже порой чувствую, что когда пересаживаешься из одного поезда в другой, когда в начале недели посетишь одну общину на западе Центрального пропства, а в конце недели надо на север пропства, то есть нашего церковного округа, то становится как-то не по себе. Боишься, что не хватит сил.

 

А сейчас мы все переживаем трудные времена: как граждане страны, как христиане, просто как люди, которых связывают нити родства или дружбы с народом Украины. Нас связывает больше, чем родство или дружба. У нас одна церковь. Как бы политики и церковные политики ни пытались создавать независимые, отдельные друг от друга церковные структуры, церковь у нас одна. Евангелическо-Лютеранская Церковь на Украине и Евангелическо-Лютеранская Церковь России входят в один союз лютеранских церквей, у нас общая история, совсем недавно все мы вместе учились в одной семинарии в Новосаратовке в Санкт-Петербурге. И вот, наступили трудные времена, перед которыми просто в беспомощности останавливаешься, потому что не знаешь, как лучше, и потому что чувствуешь, что правда не в политике, а в чем-то другом, что мы пока потеряли.

 

Страстное время – особое время, когда верующие остро осознают, что потеряли мы на самом деле Бога. Но это также особое время надежды, потому что мы знаем, что Бог не отказывался от нас, Своих Творений. Пройдя путь, мы обязательно Бога найдем, и день воскресения Христова будет для всех нас очень светлым.

 

В этой связи вспоминаются слова из псалма 117: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей….Господь – сила моя и песнь; Он соделался моим спасением».

 

Это прекрасные слова. Но все-таки бывают очень трудные времена. В нашей истории Илия все это прекрасно понимал. Он уповал только на Господа, он нес Его слово людям, забывшим о Боге и служащим нечестивому царю и Иезавели, имя которой стало нарицательным. Он говорит: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе». И все-таки, наступил момент, когда Илия устал бороться. Он уходит в пустыню, просит Бога о смерти и ложится спать.

 

Это нормально. Я думаю, не бывает такой веры, как ее иногда показывают по телевизору: когда христианин все время верит, все время успешен, все время верует и не сомневается и с бодростью проповедует везде Слово Божие и никогда не устает. Такого не бывает. Это можно назвать гордыней, если нам кажется, что мы такие, без страха и упрека, полные сил и удивительной веры. Господь создал нас людьми. Мы устаем. Мы многого не знаем. Мы не только разумные существа, но еще и эмоциональные. Даже апостол Павел признавал: «Был я у вас в немощи, и в страхе, и в великом трепете».

 

Илия в нашем тексте сегодня устал. Но здесь начинается то, что мне всегда нравилось в этом тексте, из-за чего я никогда не забуду этот текст: является ангел с кувшином воды и печеной лепешкой! Ангел вернул силы Илии. И еще один аспект: ангел не просто так вернул силы Илии – он снова посылает его в дальнюю дорогу, хочет Илия того или не хочет.

 

В конце этой дороге – Бог. Такой Бог, каким мы Его редко представляем – не грозным, не страшным, не громогласным, а в веянии тихого ветра.

 

Эта история переворачивает все представление об отношениях с Богом. Мы устаем и мечтаем о постоянной помощи. О том, чтобы люди и Бог, община и вся церковь нам каждый день помогали, выслушивали наши исповеди, встречали нас мудрым словом. Чтобы мы как дети покоились на волнах радости и защищенности. Чтобы Бог выполнял наши желания (ведь мы Его об этом усердно молим), и чтобы все было хорошо.

 

Все будет на самом деле хорошо. Только Бог знает, зачем Он посылает нам силы. Не просто так, для нас самих, а для долгой дороги, хотим мы этого или не хотим. Потому что ангелы – это мы с вами друг для друга. И Бог укрепляет нас в свое время, чтобы мы дальше укрепляли других. И в конце концов нас ждет Господь в веянии тихого ветра.

 

Господь Иисус Христос уже прошел эту долгую дорогу для нас. Поэтому у Него и есть вода живая, силы для нас. Даже если нам хочется лечь и не двигаться, Он в этот момент с нами. Он укрепит нас, но потом нам придется вставать и идти, потому что у всех нас есть не только субботний покой в Боге, но и работа, призвание. Мы призваны светить миру и свидетельствовать о Боге во все времена: в мирные времена и во времена конфликтов. Наше призвание – говорить о воле Божьей порой и в такие времена, когда сильна Иезавель, преследующая пророков.

 

Но Господь не оставляет нас: у Него есть для нас кувшин воды и печеная лепешка. У Него есть ангел, который посетит нас: ангел из общины, ангел с работы или из соседнего дома. Кто знает?

И мы отдохнем и пойдем дальше, к светлому дню Христова воскресенья, когда нас встретит Воскресший Господь в веянии тихого ветра.

 

Аминь.