«День свв. Петра и Павла»

Псалом: 18:8-15

Чтение и проповедь: Еф 2:19-22

 

Священное Писание наставляет нас вспоминать наставников – и это верное дело. Но вот вопрос:  кого мы вспоминаем? Если мы иметь в виду только обычных людей, то нас неминуемо постигнет разочарование, потому что за мифами и превознесением до небес скрываются амбиции, скверные характеры и прочие недостатки. Если мы обратим взор на мужей Божиих, то картина меняется и приобретает достойный характер, потому что они после встречи  с Иисусом, будучи освящёнными Духом Божиим, изменились и оставили неизгладимый след в истории человечества. Пётр, старший брат Апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Пётр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь. Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать их повсюду. Пётр, маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся стал символом возрождения, основателем Церкви. Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший, утверждавший Церковь. Оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день. Вспоминая Апостолов, с одной стороны, окунаешься в мир человеческих противоречий и крайностей, где Пётр и Павел упрекают друг друга, где братья Заведеевы спорят между собой о славе, где Иоанн завидует другому ученику, где Иуда личную выгоду ставит выше Царствия Небесного. С другой стороны, общий фундамент Апостолов – встреча с Иисусом ставшая причиной их изменения и излияние Святого Духа, который наполнил жизнь новым смыслом, дал силы оставить всё человеческое, чтобы идти во все концы земли, исполняя повеление Христово: «ступайте и сделайте все народы Моими учениками. Крестите их во Имя Отца, Сына и Святого Духа и научите соблюдать все, что Я вам повелел» (Мф 28: 19-20). Следуя каждый своим путём, не советуясь с миром, который они оставили, уповая на Господа, который творил через них великие дела, для язычников Апостолы представляли собой открытое письмо Христово о спасении. Да, Апостолы были разными, но вера в Сына Божия сделала их равными перед Богом – они стали Божьими детьми. На протяжении двух тысячелетий это основание призывает всех христиан: учитесь у ваших наставников, веруйте в Иисуса, стойте твёрдо в вере, боритесь за истину до последней минуты жизни, оставайтесь достойными учениками Господа и детьми Божьими, даже если между вами есть споры и разногласия, зависть и амбиции. Ну, а что происходит сегодня с учениками Христа и последователями этих мужей Божьих? На кого сегодня ориентируется христианство? Слушает ли сегодня Тело Христово Бога более, нежели людей? Боюсь, что разногласия и споры среди христиан породили отчуждения в гораздо большей степени, чем это было много веков назад. Мерзости и скверны тех времён сегодня умножились и трансформировались в настоящее богохульство. Уже не о традициях, обрядах, религии, одеяниях священников, не о живом Христе и дарах Святого Духа спорят, а о блуде и педофилии, о гомосексуализме и праве сексуальных меньшинств  избираться на высокие духовные посты. Не пережив драмы встречи с воскресшим Иисусом подавляющее число христиан пренебрегает заповедями Господними живя по понятиям, да ещё и других научают неправде и лжи. Не отрекаются  ли они своей трусостью подобно плотскому Петру от Христа? Не гонят ли они своей прогнившей моралью подобно духовному слепцу СавлуХристову Церковь?  Не притворяются ли подобно казнокраду и христопродавцу Иуде, что служат Богу? Слава Богу, что, как в древнем Израиле среди богоотступников всегда оставался верный Богу «малый остаток», так и в современном христианстве не угасает огонь чистой веры. Современный «малый остаток» хранит чистоту и приобщается к общему Апостольскому основанию, чтобы проповедовать единое Евангелие и исполнять дело Иисуса Христа, ибо всем дано единое обетование. Продолжая дело и миссию Апостолов словом и делом, «малый остаток» обретает доверие, становится той сферой в Церкви, где к личным и общественным нуждам относятся иначе, нежели в обществе потребления. Их вера в моменты кризисов становится источником надежды и  упования, что дело Господне сильнее бесчинств, творимых богоотступниками. Перемены, которые произошли в жизни всех Апостолов после встречи с Христом, призывают нас оставаться в Теле Христовом, отдавшись ему на служение, вопреки всему происходящему внутри него.

Время очнуться  от угара и переменившись не ставить себя высокомерно выше Церкви, но смиренно пребывать в её стенах,  именно потому, что мы – ученики Христовы, дети Бога и последователи наставников. Тогда на призыв Спасителя следовать за Ним мы, подобно многострадальному Иову, сможем твёрдо ответить: «я знаю: все в Твоей власти, нет для Тебя невозможного, что бы Ты ни замыслил. Говорил я о том, чего не понимаю. О Тебе я прежде лишь слышал, а теперь своими глазами увидел, потому я от всего отрекаюсь, раскаиваюсь средь праха и пепла» (Иов 42). Современное христианство утратило ту «христоцентричность», которая впоследствии стала движущей силой  для Апостолов Петра и Павла. Только она даёт силу выполнить ту миссию, которую Господь возложил на Церковь – благовествовать. Да, многие сегодня стоят на пороге новой дороги, и от их решения зависит, какой будет Церковь. Сегодня мы празднуем память святых Апостолов Петра и Павла. Причину этого понять не трудно: ведь если бы Христос не воскрес, то вышло бы, что мы живем ложью, фантазией, мы пребываем в мире нереальности, в мире какого-то бреда: «если Христос не воскрес, вера ваша напрасна и грехи ваши по-прежнему на вас. Значит, и те, кто умер с верой в Христа, навсегда погибли. И если наша надежда на Христа годится лишь для этой жизни, мы самые жалкие люди на свете» (1Кор 15:17-19). Вот два Апостола, которых мы вспоминаем. Пётр не был безукоризненным во всех отношениях, так же как и Павел. Они были настоящими, подлинными потомками Адама и Евы, но ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма, ни меч — ничто не могло их отлучить от любви Христовой, а потому они являли дело Христово, которое стало их верой, победившей мир. Вдохновенный простец Пётр и неистовый оратор Павел олицетворяют собой духовную твёрдость и разум, которых так недостаёт Церкви наших дней. Вот мы и празднуем их день, ликуя о том, что радикальный гонитель и верующий от начала объединились в единой вере в Христову победу  — Крест и Воскресение. Мне нравится высказывание Митрополита Московского Филарета: «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя посланы Апостолы, ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства».  Аминь.

 

Пастор Александр Редер

29.06.2014