свв. Петр и Павел
свв. Петр и Павел

Нелицеприятие Бога

 

Деяния 10,21-35:
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел [в дом], и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

 

Дорогие братья и сестры,

 

Апостол Петр сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Эта мысль звучит для меня на этой неделе уже второй раз. Во вторник на библейском занятии мы изучали 2 главу послания к Римлянам, и там апостол Павел пишет: «Слава и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину! Ибо нет лицеприятия у Бога».

 

Лицеприятие — это предпочтение одного человека другому в зависимости от личной выгоды. Всем нам, наверное, в той или иной степени лицеприятие свойственно, необязательно, в прямом грубом смысле, чтобы добиться своей собственной выгоды. Лицеприятие мы можем проявлять просто, для того, чтобы не выходить из своей зоны комфорта: с одними людьми нам легче, с другими — неуютно, поэтому мы не только будем стремиться проводить больше времени с теми, с кем нам комфортно, но и будем этот принцип переносить на другие сферы нашей жизни: будем предпочитать одних другим на работе, а также и в религиозной жизни, в жизни общины.

 

 

В Древнем мире лицеприятие было очень распространено. Вся система израильского общества строилась на лицеприятии, в основе которого лежал Закон. Была выстроена иерархическая пирамида, на самом верху которой находились чистокровные иудеи-священники, за ними следовали чистокровные иудеи-миряне, а потом уже шли люди с дефектами: больные, прокаженные, подкидыши, прозелиты и в самом низу пирамиды были язычники, то есть все остальные народы.

 

Во времена раннехристианской церкви лицеприятие тоже проявилось уже в самые первые годы ее существования. Из-за этого скрытого лицеприятия апостолы вели спор: а можно ли язычникам-неиудеям сразу становиться христианами, не приняв поначалу иудейский закон, символом которого было обрезание?

 

Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Особенно ярким примером этого нелицеприятия было обращение апостола Павла, о котором Церковь вспоминала вчера. Апостол Павел был иудеем, фарисеем. Он изучал богословие в Иерусалиме в школе Гамалиила. Он гнал христиан, потому что верил, что они богохульствовали, он считал, что надо было искоренить христианство как ересь. Но потом этот богослов и гонитель христиан повстречал воскресшего Христа на своем пути, после этого пелена спала с его глаз, и он стал христианином. У Бога нет лицеприятия, Он принимает даже Своих раскаявшихся гонителей и наставляет их на истинный путь.

 

Мы можем только представить себе, каким нелегким был путь апостола Павла. Христос принял его, но ему надо было идти к людям, обращаться к ним, преодолеть их недоверие и их нелюбовь к нему. Более того, на всю миссионерскую жизнь апостола Павла главным принципом его проповеди стало нелицеприятие. Как Бог милостиво отнесся к нему, так и он был милостив к людям — он защищал право христиан из язычников становиться христианами без иудейского контекста, без иудейского закона и обрезания.

 

Сейчас мы можем сказать, что Павел совершил подвиг. Он преодолел отчуждение в общении с апостолом Петром и другими апостолами, он отправился строить новые христианские общины среди язычников, похожих на Корнилия и его дом, о которых мы сегодня читаем. Его послания являются самыми ранними произведениями Нового Завета. Он, бывший фарисей и гонитель, дал мощный толчок в развитии христианской церкви. В Средиземноморье возникло множество христианских общин, которых, скорее всего, и не было бы, если бы остальные апостолы настаивали бы на традиционном лицеприятии.

 

Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Бог действует через всех людей, Его пути неисповедимы. Им нельзя манипулировать. Его нельзя заставить действовать по какой-то схеме. Бог — воплощение свободы. К этой свободе Он призывает и всех нас.

 

Очень часто мы не ожидаем, что рост будет наблюдаться у самых незаметных ветвей. Самые незаметные и обычные люди внезапно делают свой вклад в развитие общины, Церкви, науки, культуры и даже политики. Нелицеприятие Бога прорастает как трава через асфальт.

 

В какой-то степени нелицеприятие становится и основой реформаторского прорыва другого богослова — Мартина Лютера. Он сражался с догматами и Священным Писанием, и, в конце концов, читая строки апостола Павла, которого мы сегодня вспоминаем, он, как он сам выражается, нашел ворота в рай. Благодаря павловским строкам он понял Писание и начал новое реформаторское движение в церкви. Давайте вспомним эти строки из послания к Римлянам: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет».

 

Вся первая часть этого отрывка — о нелицеприятии Бога. Спасены будут все: и иудеи, и язычники. То, что Павел пишет здесь: во-первых, иудеи, во вторых, эллины — это не иерархия, это просто временная последовательность, потому что первыми Бога по писаниям узнали иудеи, а потом и язычники, благодаря павловской миссиионерской деятельности.

 

Лютеранская конфессия отталкивается от принципа, что церковь постоянно реформируется, то есть обновляется, живет. Это не значит, что она зачеркивает свое прошлое и начинает с чистого листа. Реформация — это не революция, но и не эволюция тоже. Это особенное явление, его могут понять только люди, живущие в своих христианских общинах. Реформация — это актуализация благой вести в наше время, для современных людей. Эта весть не меняется по своему содержанию. Как мы читаем в послании к Евреям: «Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки тот же». Просто Реформация помогает церкви не превращаться в исторический музей, но оставаться живым организмом, несмотря на тысячелетия позади. Благая весть та же, но звучит на понятном для современных людей языке. И, конечно, в основе Реформации тоже есть принцип нелицеприятия. Благодаря нелицеприятию нам легче найти истину.

 

Пусть нелицеприятие станет и нашим принципом в нашей общине. Мы сегодня читаем строки апостола Петра: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.»

 

Мы вспоминаем обращение апостола Павла и читаем его строки: ««Слава и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину! Ибо нет лицеприятия у Бога».

 

Мы слышим сегодня урок от тех, в честь кого назван наш собор — святых апостолов Петра и Павла. Пусть их учение поможет нам в нашем личном поиске истины.

Аминь.

 

Елена Бондаренко

пропст Центрального пропства