К Римлянам 11:25-32

25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, --чтобы вы не мечтали о себе, --что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников;

26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.

27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.

28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов.

29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.

30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,

31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.

32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.

 

Дорогие братья и сестры,

 

по нашему календарю лозунгов сегодня воскресенье Израиля, то есть день, в который Церковь вспоминает о своих ветхозаветных корнях. Лучше, чем апостол Павел, выразить связь Ветхого и Нового Заветов никто не мог. Павел, образованный фарисей, имевший престижное гражданство Римской империи, встретивший на своем пути Спасителя Иисуса Христа и преображенный в бесстрашного странствующего миссионера христианской благой вести. В конце концов, пишет Павел, Бог спасет всех: Израиль, потому что он избран, и язычников, уверовавших во Христа, по благодати.

 

Во времена апостола Павла спор о том, кто будет спасен, был очень актуален. Будут спасены только те, у кого десятки поколений, знавших Ветхий Завет, то есть Израиль? Или же будут спасены абсолютно далекие от иудейского монотеизма язычники? Мы знаем, что апостол Павел считался апостолом язычников. Он защищал их, крестил их без обрезания, считал, что спасение их полноценно и без обращения в иудейскую веру. При этом о своих корнях Павел тоже не забывал. Он подчеркивал, что непослушный Израиль был непослушен для того, чтобы дать дорогу язычникам, однако, Израиль будет спасен по своему древнему избранию.

 

Это важный отрывок из истории религии, важный для богословов Нового Завета. Но если честно, в наши дни это уже решенный вопрос. Мы принимаем эту богословскую мысль как историческое наследие. Что этот текст из послания к Римлянам может сказать нам сейчас?

 

Мне кажется, очень часто христиане разных конфессий читают подобные тексты и замечают сразу же мысль о том, что Израиль будет помилован, язычники будут помилованы. В этом месте христиане говорят: «Ну и слава Богу!» и идут дальше. Между тем, основная мысль заключается в помиловании. Думаю, интересно задать вопрос: а мы, современные христиане, уже давно не язычники (по-крайней мере, будем надеяться, что не язычники), ощущаем необходимость в помиловании? Чувствуем это помилование в своей жизни? Знаем на самом деле, а не формально, что были непослушны и жизненно нуждаемся в помиловании Божьем?

 

Речь идет не о скучном списке грехов, которые мы совершаем, а потом стараемся получить прощение. Даже через пятьсот лет после Реформации бессознательно мы все равно думаем о грехах как о конкретных нехороших поступках. Если мы православные, мы стараемся не забыть все эти поступки на исповеди. Если мы католики, то пытаемся исправить эти дела на хорошие дела. К сожалению, мы, лютеране, часто просто мрачно понимаем, что согрешили, но верим, что Бог нас уже простил, и на этом наши мысли о грехах заканчиваются.

 

Конечно, я утрирую, но доля истины в этом есть.

 

Апостол Павел пишет: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать». Наше непослушание — это не просто список грехов, это экзистенциальное состояние. Причем оно касается и людей, исповедующих древнюю ветхозаветную веру, оно касается и нас, следующих Спасителю Иисусу Христу. Бог не наказывает нас. По апостолу Павлу Он заключил нас в непослушание, то есть Бог хранит в какой-то степени status quo, Он терпит наше непослушание для того, чтобы дать нам шанс почувствовать, в конце-концов, нужду в Боге, в общении с Ним, почувствовать, что без Его помилования мы не сможем дальше жить.

 

Каждому из нас дано непослушание в той или иной степени. Порой мы даже не осознаем, что впали в непослушание. Ведь непослушание — это необязательно ярко выраженные плохие поступки, как, например, пойти и украсть что-то, или пойти и ни с того ни с сего кого-то побить. Конечно, это грехи, но грех имеет очень глубокие и часто хорошо скрытые формы. Наше непослушание может иметь даже религиозные формы, которые покажутся на первый, невнимательный взгляд верой, а будут на самом деле не верой, а грехом, необходимостью в покаянии, огромной нуждой в помиловании.

 

К сожалению, наше непослушание — как болезнь. Мы его можем даже не ощущать. Поэтому апостолы, проповедуя благую весть о спасении, всегда призывали нас задуматься о грехе, чтобы проповедь о спасении не была пустым шаблоном, чтобы она имела смысл для каждого из нас лично.

 

Что же нам делать? Все мы, живые люди, со своими глубокими желаниями и интересами. Всех нас тянет что-то делать, что-то изучать, у нас есть мечты, которые часто далеки от исполнения, мы хотим, чтобы наша жизнь была полна смысла, хотим понять, зачем мы здесь на земле. Мы хотим также чувства защищенности и уверенности в себе, хотим, чтобы нас признавали другие люди. И вот, где-то в этих желаниях кроется хорошо скрытое непослушание Богу, наше сознание старается вытеснить эту мысль, оно прикрывает непослушание будто бы верой или чем-то еще.

 

Такова наша природа, говоря богословским языком, после грехопадения. Думаю, нам уже стало действительно понятно, что самим нам не преодолеть эту духовную болезнь. И вот здесь нам нужно помилование Божье.

 

Церковь призвана возвещать благую весть об этом помиловании. Мы возвещаем это помилование на утренних и вечерних молитвах, в молитвах перед едой, возвещаем помилование на всех богослужениях, возвещаем помилование и спасительные дела Бога в Святых Таинствах — Крещения и Причастия. Пока стоит мир, Церковь будет это помилование возвещать.

 

Спасение Божие с нами, оно у нас есть. Это объективный факт.

 

Все мы, каждый в своей жизни, помилованы. Мы свободны и можем приходить к Богу со своими желаниями и мечтами, планами и проблемами свободно, без посредников. Бог примет и выслушает нас. А если нам снова будет казаться, что мы никак не можем прорваться к Богу, что Он нас не слышит и, может быть, наказывает, надо вспомнить о хорошо скрытом нашем же непослушании, которое может принимать формы веры и обманывать нас. И в таком случае снова молить Бога дать осознать свое помилование. Как когда-то молился отец больного ребенка в Евангелии: «Верую, Господи, помоги моему неверию»! Аминь.

 

Пропст Е.Бондаренко