«Прощение»

Псалом: 84: 5-13

Чтение и проповедь: Мф 18:21-35


Прощение характеризует Божественную благодать, а потому является наиболее противоречащим греховной природе человека действием Бога, которое не только будоражит погрязшее в грехах человечество, но также трудно воспринимается христианством: каждый из нас хорошо знает насколько бывает трудно простить несправедливо обошедшегося с нами человека. Возможно, именно по этой причине громадное число христиан представляют себе Бога, как Всемогущего Судью карающего и не прощающего грехи.  Другие же, ссылаясь на милосердие Бога в противовес столь суровому богословию, рисуя себе картину сердобольного и снисходительного старика восседающего на небесных облаках, впадают в иную крайность – мол, грешнику нечего опасаться. То и другое – есть, если не ересь, то крайне ошибочное понимание Божьего прощения. В отличие от Бога, человек не постоянен и зависит от конкретного взгляда на вещи в настоящий момент, а потому непрестанно находится в поисках компромиссов, что оказывает влияние на его отношение к прощению. Будучи, будь то заслуженно или незаслуженно прощёнными, мы начинаем рассматривать милость как величайшую добродетель. Но стоит нам оказаться в лагере обиженных особ, как акт прощения трансформируется в попрание справедливости. Справедливо ли, поступив несправедливо, искать прощения и при этом ополчаться на несправедливость, жертвой которой стал сам? Как это возможно, что Сам Абсолют святости Бог прощает грешников?!  Не следует принимать Божью благодать и прощение как должное, игнорируя при этом совершенную праведность Бога. Если мы хотим понять, что говорит Писание о прощении, то следует  рассматривать обе истины в единой гармонии. Бог не оправдывает беззаконника, игнорируя совершённое им зло. В противном случае это было бы несправедливо, ибо Бог есть наивысшая Справедливость. Бог не прощает грешника, просто закрывая глаза или отворачиваясь, когда он творит несправедливость или зло. За любое нарушение Божественного принципа человек будет наказан: «не обманывайтесь: Бога не провести. Что человек сеет, то он и пожнет. Нисходит гнев Божий с небес на всякий грех и зло людей, удерживающих истину в плену греха» (Гал. 6:7; Рим 1:18). Предупреждение Апостола Павла очень уместно, потому что Божий принцип гласит: «Я люблю душу человека, но ненавижу беззаконие, которое он творит. Я не дам злодею уйти от ответа» (Исх 23:7). Взаимоотношения природного, т.е. греховного по своей сути, человека с Богом носят враждебный характер, ибо Бог ненавидит грех. Следовательно, все, кто согрешает, становятся врагами Богу, а потому Его святость, совершенство, праведность и абсолютизм должны быть удовлетворены наказанием любого нарушения Божественного закона. Заслуженным наказанием за нарушение закона, за попрание святости Бога, является вечное проклятие, что очень сурово, но справедливо. И здесь мы ничего не в состоянии предложить Богу в своё оправдание, потому что «человек, живущий устремлениями собственной природы, враждебен Богу: он не подчиняется закону Бога, да и не может ему подчиниться. Люди, живущие согласно своей природе, не могут понравиться Богу» (Рим. 8:7-8). Что справедливо для человеческой логики, то не вписывается в Божественные законы, потому что Бог поступает непостижимым для человеческого разума образом. Апостол Павел напоминает христианской общине в Риме, что «если человек полагается не на дела, а на веру и верит Богу, который оправдывает неправого, то его веру Бог признаёт за праведность. Именно это имел в виду Давид, когда говорил о счастье того, кого Бог признаёт праведным без дел:  «Счастливы те, кому прощены их преступления и чьи грехи забыты. Счастлив человек, кому Бог не поставит в вину его грех» (Рим 4:5-8). Человеческая логика ставит нас в тупик своими вопросами: «как Бог может простить, не пойдя на компромисс со Своими же требованиями справедливости? Как Он может простить, не нарушая Своего же закона, ведь Он поклялся наказать всякое беззаконие?». Из тупика человеческой мысли нас выводит Благая Весть, гласящая, что Бог объявляет людей оправданными, потому что прощает им грехи – здесь тайна Евангелия: «Бог открыл людям путь избавления от вины помимо Закона, хотя и Закон, и Пророки тоже свидетельствуют о нём. Это оправдание через веру в  Иисуса Христа — для всех, кто верит, без разницы: все согрешили и все лишены сияния Божьей  Славы. И все оправданы даром, по Его доброте, через Иисуса Христа, выкупившего их на свободу. Бог предназначил Ему стать жертвой, кровью которой будут очищены все поверившие Ему. Бог явил Свою справедливость, простив грехи, совершённые в прошлом, в те времена, когда Он их терпел. И тем явил Свою справедливость в настоящее время, показав, что сам Он праведен и оправдывает верящих Иисусу» (Рим 3:21-26). Ответ на тупиковую логику прост: «Бог сделал Сына Своего Иисуса Христа искуплением за наши грехи». Стержнем Евангелия, лейтмотивом всего Писания является то, что оправдывая грешников, Бог остаётся справедливым. Ключом к разумению Божественного прощения является акт принесения Богом в жертву Своего безгрешного Сына Христа за каждого из нас, чтобы в нём мы стали праведными. Это означает, что Христос принял на себя наказание за грехи тех людей, кто уверует. За всех противящихся Богу Иисус предстал пред Судом Всевышнего, претерпел Его святой гнев и, приняв справедливый приговор, умер человеческой смертью. Невинный Иисус умер за нас виновных, его смерть стала платой за нашу вину перед Богом. В акте прощения и милости настоящая природа страданий, которые Он претерпел, бесконечно превосходили все физические унижения, гвозди и бичевание, которые сопровождали Его распятие. На кресте безгрешный Христос принял на себя полную меру Божественной ярости за беззакония всех людей. Позднее в одном из своих писем к ранней церкви Апостол Пётр напишет, что Иисус «сам в своем собственном теле вознес наши грехи на крест, чтобы мы умерли для грехов и жили для праведности. Вы были исцелены его ранами» (1 Пет. 2:24). Смерть собственного сына была угодна Богу? Именно так. Благодаря искупительной жертве Христа мы очистились от беззаконий и получили прощение Бога. Апостол Иоанн открывает ещё одну тайну: «любовь заключается не в том, что мы полюбили Бога, а в том, что Он Сам полюбил нас и послал Сына Своего как искупительную жертву за наши грехи» (1 Ин 4:10). В искупительной жертве заключается единственная надежда для грешника, ищущего прощения. Священное Писание прямо гласит, что «тем, кто соединён с Христом Иисусом, теперь не грозит обвинительный приговор, ведь закон Духа, дающий жизнь в единении с Христом Иисусом, освободил тебя от закона греха и смерти» (Рим. 8:1). Каким образом? Вашей верой, которая является единственной предпосылкой для оправдания. Разве, что кто-то ещё продолжает не верить. Разве, что кто-то ещё не может простить своего ближнего.  Если вы ищете внутренней свободы, если вы жаждете прощения своих грехов, если вы желаете примириться с Богом, обратитесь к Христу, ибо только в нём «милость и верность встретятся, справедливость и мир расцелуются» (Пс. 84:11). Аминь. 

Пастор Александр Редер,

Четверг 23.10.2014