Сеятель 

Лк.8:4-8

Иисус рассказывает большой толпе народа притчу о сеятеле. Бог - Сеятель, который сеет семя Слова. Эти семена попадают на разную людскую почву. Одни люди похожи на тех, кто посажен при дороге. Приходит диавол забирает у них Слово. У других почва камениста. Поэтому Слово не может укорениться в них. Во время испытания они отступают. У кого почва тернистая, те дают всходы, но суета и искушения одерживают верх, и плода нет. Добрая и хорошая человеческая почва удерживает Божье Слово и приносит плод. 

Сложно сказать идет ли здесь речь о разных группах людей или же может быть почва в каждом человеке многослойна. Может быть в каждом из нас есть и легкомыслие, поверхностность и мы постоянно подвержены влиянию извне? Может быть мы порой черствы и холодны, упрямы и эгоистичны, так что Слово Бога не может найти в нас живого отклика? Может быть мы отчасти открыты для Бога, но при этом не до конца доверяем Ему, потому что жизнь так сложна и неоднозначна?

Вероятно каждый из нас проходит через разные этапы жизни, когда мы ощущаем внутри себя засуху или терние, беспочвенность и потерю корней. 

В любом случае цель этой притчи не столько в том, чтобы разделить людей на определенные категории, а в том, чтобы предостеречь от беспочвенности и указать на радость плодотворной жизни. Ведь в конечном итоге - плохая почва ведет к гибели жизни и в этом главное зло. А добрая почва дает жизнь и приносит плод для её продолжения. Таким образом те, кто слышит Слово Бога - принимают саму  жизнь. Это значит, что в Этом Слове содержится великая сила.     

Словами мы окружены со всех сторон. Мы зачастую не знаем, кому верить. В фильме Андрея Звягинцева "Левиафан" один из героев говорит, что он верит в факты. Однако все эти факты разбиваются о зло, а вместе с ними и вера в них. Да и что есть факт в нашем сознании? Каждый возвещает свои факты и свою правду. Очередным подтверждением этому стали на наших глазах события, приведшие к кризису доверия между Россией и Украиной, а затем Россией и Западным миром. Каждая из сторон развернуто доказывает свою правоту, приводя свои факты и доказательства. И все эти слова оказываются ложны и мертвы. 

Потому что они не способны ни к чему, кроме разделения и дальнейшего ожесточения. А людям необходимо то Слово, что несет мир, что будет выше всех обид и всех интересов. Слово, способное исцелять и давать жизнь. Слово свыше. Но ведь Его нужно услышать. А, услышав, передать. 

В Церкви на земле и от Ее имени произносится много слов. Слов о Боге, о ценностях и заповедях. Но она нередко подвержена опасности выстроить некую духовную стену от мира. Отгородиться от него. Своими словами она иногда создает себе комфортное благочестивое пространство, изолированное от мира. В этом её самообман. Ведь таким образом она строит воздушный замок, а в мире она становится не более чем субкультурой со всеми типичными в том числе вербальными атрибутами. 

Церковь принимает и передает Божье Слово. Это её главное поручение. Всегда ли она выполняет это поручение? Иногда она сама становится подобна бесплодной почве, где Слово Божье не выживает, а становится мертвой буквой. Так происходит всякий раз, когда она забывает о том, Чье это Слово, пытаясь присвоить Его себе. Иногда Церковь использует Божье Слово, чтобы укрепить свою власть и авторитет. 

Но ведь главная задача Церкви - это проповедовать Божье Слово так, чтобы Оно было посеяно в душе человека, чтобы Божий Дух достиг Его сердца.

Церковь не должна властвовать, но должна служить людям и жить Христом. Невеста никогда не должна забывать о Своем Женихе, чтобы не стать вдовой. 

Слово сравнивается с семенем не случайно. Должны быть не только убеждения и риторика. Должны быть всходы и плоды. Слово творит жизнь. Подобно тому, как в маленьком зернышке заложена огромная жизненная сила, так и в Слове Бога нам даруется сила жизни. 

 

Речь в притче о Сеятеле в первую очередь идет о доверии Божьему Слову. Воплощенное Божье Слово, Логос Божий - Это Сам Христос. 

Мы порабощены словами исходящими из уст политиков и вождей, пропагандистов и СМИ, субкультур и представителей элит. Однако само течение времени заставляет все эти голоса умокнуть. 

А Божье Слово - Христос пребывает вечно. Его спасительная Правда сильнее лжи и греха человека. Слово Божье утешительно даже тогда, и именно тогда, когда мы немощны и беспомощны. Христос - Наш Спаситель и Господь Своей Церкви.

 

Церковь или отдельный верующий живы и сильны не сами по себе, но только во Христе. До той поры, пока в Церкви звучит Божье Слово - Она есть Церковь Христова. Это Слово - Христос дает нам жизнь.

Свидетельством правды и жизненности Божьего Слова является сама наша лютеранская церковь в России. Сколько раз в ее истории человеческим словом она была приговорена к изгнанию и уничтожению? Сколько раз человеческое слово оскорбляло верующих и проклинало? Сколько раз слово человека пыталось заставить Божье Слово замолчать? Но происходило наоборот. Оно звучало среди людей, чьей единственной надеждой был Христос. Оно сияло светом истины среди лжи и мрака. Оно давало мир и жизнь среди смерти, прорастало вопреки всему на самой безжизненной почве.   

То же Божье Слово зовет нас и сегодня сюда в собор святых Петра и Павла, чтобы довериться Ему в вновь. Чтобы смотреть в будущее с надеждой в любые времена, потому что Слово Божье живо и действенно. 

Нам действительно не дано знать, в ком и в какой момент семя Слова даст свои всходы и когда принесет видимые плоды. Нам дано благословенное поручение возвещать Его, свидетельствовать жизнью о Его правде и молитвенно доверить Богу заботу о всходах и плодах!

 

+Дитрих Брауэр