СРЕТЕНИЕ

Мк. 4:35-41

35 Und am Abend desselben Tages sprach er zu ihnen: Lasst uns hinüberfahren. 36 Und sie ließen das Volk gehen und nahmen ihn mit, wie er im Boot war, und es waren noch andere Boote bei ihm. 37 Und es erhob sich ein großer Windwirbel und die Wellen schlugen in das Boot, sodass das Boot schon voll wurde. 38 Und er war hinten im Boot und schlief auf einem Kissen. Und sie weckten ihn auf und sprachen zu ihm: Meister, fragst du nichts danach, dass wir umkommen? 39 Und er stand auf und bedrohte den Wind und sprach zu dem Meer: Schweig und verstumme! Und der Wind legte sich und es entstand eine große Stille. 40 Und er sprach zu ihnen: Was seid ihr so furchtsam? Habt ihr noch keinen Glauben? 41 Sie aber fürchteten sich sehr und sprachen untereinander: Wer ist der? Auch Wind und Meer sind ihm gehorsam!

35. Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.

36. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.

37. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.

38. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

39. И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.

40. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

41. И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

22. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

23. как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,

24. и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

25. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

26. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

28. он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

29. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

30. ибо видели очи мои спасение Твое,

31. которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

32. свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

33. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

34. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, —

35. и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.

(Св. Евангелие от Луки 2:22-35)

 

Дорогие братья и сестры,

сегодня мы отмечаем Праздник Сретения. Другое название этого Дня - Принесене во Храм. Евангелие от Луки описывает нам как святое семейство исполняет установленный Ветхим Заветом Закон. Младенца Иисуса приносят в храм на 40 день после Рождения для того, чтобы посвятить Его Господу, принеся жертву, как это установлено в книге Исх. 13 главе.

С одной стороны тем самым были соблюдены традиции и ритуалы, а с другой стороны подчеркнут их истинный, глубинный и вто же время доступный и очевидный смысл: настало время, чтобы всей семьей возблагодарить Господа за Его дар - дар рождения Младенца-первенца. Исполнилось обетование Бога, данное Марии и Иосифу о рождении Иисуса. После гонений Ирода и бегства в Египет ребенок был спасен. Это обстоятельство напоминает нам и о Божьем избавлении из египетского рабства народа Израильского.

 

Завершилось и установленное Законом время очищения для матери, но также прошло больше месяца, время, за которое ребенок мог окрепнуть, а его родители в покое и мире в сердце вознести благодарственную молитву.

 

Здесь же в Иерусалиме старец Симеон возблагодит Бога за Младенца Иисуса. Песнь Симеона говорит об исполнении пророчеств Бога в Ветхом Завете и ожидания Спасителя.

Симеон является собирательным образом человека Ветхого Завета. Ветхозаветный человек - это человек в ожидании сретения, то есть встречи с Богом. Симеон видит за привычным обрядом большее: он видит раскрытие Божьего замысла, исполнение Его воли. Он уже не ветхий человек, но новый. точно так же и мы становимся новыми людьми, когда становимся способными увидеть за символами и ритуалами не самоцель, а знаки Божьего присутствия и раскрытие Его воли.

 

Сретение - это встреча Ветхого Завета и Нового завета. И не просто их соприкосновение, но исполнение Ветхого в Новом, обретение полноты Завета и самооткровения Бога. Бог есть сама святость и сама правда, Бог не может терпеть и мириться с малейшей греховностью человека. А потому Он, сохраняя свою святость, в то же время открывается нам, свою волю, свой характер в своей Отеческой любви. Для нас сохраняется закон Божьей святости, его заповеди, но они даны нам не только для разумного восприятия, но и для того, чтобы в вере быть начертаны у нас на сердце, как святая воля Отца. Если это так, тогда сретение Бога с человеком становится возможным, тогда сама сила этого сретения, этой встречи, преодолеет все, подобно тому как любовь преодолевает все, а также подобно тому как сретение Бога и человека состоялось в Самом Господе Иисусе Христе.

 

"Свет к просвещению язычников" - эти слова песни Симеона является главным высказыванием об Иисусе Христе на Праздник Сретения. Божье Сретение во Иисусе Христе совершается не только через Ветхий Завет с народом Израильским, но и с ветхим языческим миром. Призыв Сретения - это призыв помнить о том, что ветхое больше не властвует над нами. Наше чаяние о встрече с Богом обрело уже свое воплощение во Иисусе Христе. Наш Завет с Богом уже не основывается на детоводительстве буквы закона или моральном кодексе, но раскрывается нам как Слово безгранично любящего нас Отца. Новый Завет основан на жертвенной любви, явленном нам Богом во Иисусе Христе и нашей искренней вере в Него. Мы учимся также четко отделять христианское от всего языческого и ветхого, то есть все то, что уводит нас от Христа и пытаться заменить Его любовь нашими тщетными сугубо внешними обрядами и ритуалами.

Всё наше поклонение - это не внешнее благочестие, но ответ на любовь Божью, свидетельство Его Благой вести об Иисусе Христе и благодарение.

Поэтому сретение с Богом становится для нас и сретением друг с другом. Мы встречаемся и объединяемся с единоверцами, братьями и сестрами, движимые единым Духом Божьим в Церковь Христову. Здесь все должно говорить о Христе, жить и дышать Им, и ни чем иным кроме Него. Время Ветхого прошло. Нет более ветхозаветного храмового культа, храмовых священников, жертвоприношений и всесожжений. Все исполнил Миссия Иисус Христос, Он стал Агнцем, которым принял на Себя вину мира. Всякое возвращение к ветхому - это попытка влить новое вино в ветхие мехи, это лишено смысла и оскорбительно для Бога. Всякая попытка жить жизнью слепца и искать праведности в себе, вместо того, чтобы взирать на святость Бога во Христе обречена.

 

Все эти попытки способны породить лишь лицемерие, фарисейство тех, кто и сегодня предпочел бы распять Иисуса Христа для того, чтобы сохранить ветхое. Тогда языческая ментальность слепого страха, жертв и тьмы сохраняются, тогда Христос становится не нужным, но занимает лишь место в пантеоне неведомых богов.

В ветхом языческом храме и сегодня может совершаться каждение неведомым богам в золоченых ожеждах, а легенды об этих богах будут обрастать все новыми подробностями. Бог же предлагает нам совершенно другой новый путь: принять Его любовь, явленную во Иисусе Христе, способную преобразить всю нашу жизнь, осветить нашу жизнь светом Евангелия. Мы больше не стремимся ничего заработать у Бога, откупиться от Него или скрыться от Него, но живем свободными от греха в благодарности и любви, все более и освящаясь Его святостью.