Хоралы на всю жизнь (воскресенье Cantate)

Откровение 15,2-4:
2 И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии,
3 и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!
4 Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.

 

Дорогие братья и сестры,

 

Сейчас идет пасхальное время, время весны, света и радости. Об этом говорят и сами названия воскресений: jubilate, cantate, rogate!

 

Сегодня особое воскресенье, оно призывает петь! Наши лютеранские хоралы — это всегда тема для разговора. Общепризнанное мнение в том, что лютеранская церковь — поющая церковь. Великие поэты и композиторы писали для нее стихи и музыку. Правда, нередко можно услышать разговоры, особенно в среде молодежи: скучные хоралы, гораздо веселее христианская поп-музыка, которую можно услышать во множестве церквей. Мы же, большинство лютеранских прихожан и пасторов, к хоралам привыкли. Они уже не кажутся нам особо скучными, однако, мы часто не обращаем на них внимания: хоралы — приятная часть богослужения, можно посидеть, перевести дух, к тому же, орган звучит красиво. Но на сами слова не хватает времени и вдумчивости обратить внимания.

 

На женской встрече в пятницу мы столкнулись с тем, что все мы помним по строчке из хоралов, причем строчки из разных переводов. Но вот, у нас есть наш замечательный сборник. На него мы можем ориентироваться.

 

Сборник песнопений — больше, чем просто сборник хоралов. Это сильнейшее объединяющее начало. Это также сильнейшее средство для формирования самосознания. На нашем сборнике написано: Ев.-Лют. Кафедральный собор свв. Петра и Павла в Москве. Наш сборник не только сборник, общий для всей лютеранской церкви в России, но еще и изданный в Москве и для Москвы, поэтому я думаю, он может быть особенного дорог нам, интересен для нас.

 

Какие чудесные хоралы мы можем в нем найти! Хоралы, которые помогут нам в трудную минуту. Например:

 

 

 

Спаси нас, Господь,

Храни нас, Господь,

Будь с нами на всех дорогах,

Живой будь водой

В палящий зной,

Будь нам ты во всем подмогой!

 

Все мы знаем, что такое вода в палящий зной, это силы, жизнь, просто счастье.

 

Или хоралы-благословения. По всей лютеранской церкви в России поют хорал:

 

Ты благословляешь

Нас и сохраняешь.

И теперь на нас призри,

Своим светом озари.

 

Есть прекрасные хоралы, которые вышли за пределы лютеранской церкви, и их поют и в других церквях, как, например, шведский хорал:

 

Великий Бог, когда на мир смотрю я,

На все, что Ты создал рукой творца,

На всех существ, кого свой свет даруя,

Питаешь Ты с любовию Отца.

Тогда поет мой дух, Господь, Тебе:

Как Ты велик, как Ты велик!

Тогда поет мой дух, Господь, Тебе:

Как Ты велик, как Ты велик!

 

Наш сегодняшний текст для проповеди — тоже хорал, раннехристианский гимн:

 

Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!
Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.

 

Хоралы стоят у истоков христианской культуры. Иисус пел. В Евангелии от Марка после описания Тайной Вечери написано, что Иисус с учениками, воспев (по-видимому заключительный праздничный псалом), пошли на гору Елеонскую. Первые христиане тоже пели. Апостол Павел в 1 Кор пишет:

«Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, --все сие да будет к назиданию».

 

В средневековой церкви пели григорианские гимны, которые и по сей день живы в церковной традиции. Новое возрождение церковной музыкальной культуры приходится на реформацию, поэтому наша церковь и становится самой поющей и музыкальной. Петь стала вся община. Хоралы утешали людей, наставляли, вдохновляли, сопровождали всю жизнь человека от крещения с хоралом «Итак, крещен в Твое я имя, Отец и Сын, и Дух Святой» до погребения с хоралом «Возьми же мои руки, веди меня». Хоралы ставили акценты в церковном году: «О что за чудо роза средь снега расцвела» на Рождество, «Хотим возрадоваться мы в пасхальные святые дни» - здесь сразу понятно, о каком времени церковного года идет речь. Хоралы структурируют день: утром «Покинувши сна ложе, в сей ранний утра час» и вечером «Ночь тихою стопою к земле сойдя, к покою тревогу дня зовет».

 

Мы вспомнили сегодня немало лютеранских хоралов, которые поем на богослужениях, на молитвах, на семинарах и встречах. Как это прекрасно, что у нашей церкви такая богатая музыкальная культура. Это значит, что церковь радуется, она полна света и благодарности Богу. Песни церкви — это богословие в гармонии, в прекрасном, это дар Божий, потому что музыка, наверное, как ничто другое близка веяниям Святого Духа.

 

Пусть наш сборник песнопений будет таким же значимым и для нас, как лютеранские сборники были значимы для уже почти ушедших поколений. Сборники хранили, переписывали, передавали по наследству. Были времена, когда за такой сборник, можно было подвергуться наказанию и преследованию. Но книги все равно хранили и прятали. В каждой церкви в России есть хотя бы одна старая выжившая богослужебная книга, остаток прежних времен, прежней страны.

 

 

Пусть наши по-новому зазвучавшие на русском языке хоралы будут для нас в наше время такой же поддержкой и таким же утешением на всех путях наших. Аминь.

 

Пропст Елена Бондаренко