17. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, 

18. и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. 

(Откровение Иоанна Богослова 1:17,18)

Пасха - это праздник победы Бога. Иисус Христос победил мир и говорит своим ученикам: «не бойтесь». Он победил смерть и ад. 

Однако, прежде чем говорить о победе Бога, поразмышляем над победой человека. Как правило, победить для нас - это одержать верх над другими. Обогнать, обхитрить, пересилить, отнять, запугать - это все составные части человеческих побед. 

В нашем сознании победа одного человека - почти всегда проигрыш другого. 

Но в определенный момент истины, наступающий в человеческой жизни, оказывается, что победителей вовсе нет и все победы ничтожны. 

В социальной драме Юрия Быкова "дурак" ярко описывается такой момент истины. Сюжет здесь грустный, но он вполне наглядно срывает маски с так называемых победителей и являет их мертвенное лицо и адскую сущность. Параллельно этому мы наблюдаем главного героя, который выбивается из общего контекста победителей и проигравших - дурак, отстаивающий абсолют правды, герой, который становится всеобщим обличением. "Дурак" побеждает, несмотря на смерть, даже на неспособность сделать этот мир справедливей и лучше. Он побеждает, потому, что свободен. Он сделал свой выбор, не зависящий от одобрения или осуждения людей, он увидел человека в тех, кто утратил человеческий облик. 

Он пожертвовал собой за тех, кто этого не заслуживал. Он победил, потому что дарит свою победу без причин, свободно.  Мы, как и герой этой картины, страдаем от беззакония и несправедливости, но только свободный человек-личность, способен добровольно подчиниться закону и изменить status quo. 

Герой фильма - совсем не обязательно пример для подражания. Но это важный образ. Потому что он вполне христианский. Ведь христианство - это не столько обряды и религиозные убеждения, сколько жизнь в свободе веры и крест Христов перед духовным взором. Христианская жизнь - это не жизнь сплошных благочестивых и во всем правильных ответов, не жизнь в простодушной убежденности в Божественном промысле. Христианская жизнь - это все новые и новые сложные вопросы, поставленные лично мне. 

Вера помещает нас в отношения  с Богом, основанные на Христе. Она же ставит нас в отношения с людьми, основанными на любви. Все остальное абсолютно второстепенно. Христианство замкнутое на самом себе не имеет никакого смысла. И наоборот, христианское сознание и христианский характер преображает этот мир жизнью и смертью. Более того. Христианская вера побеждает мир и смерть, являя непобедимую силу Божьего Духа в человеке. Этот Дух животворит. Он создает жизнь, вдохновляет ее и защищает. Он побеждает и тогда, и именно тогда, когда жизнь кажется навсегда побежденной, когда правда кажется растоптанной, а борьба за свободу бессмысленной. 

Пасха - это Праздник Христа-Победителя. Победа, которую он одерживает - это победа для грешников, проигравших во всех человеческих играх и состязаниях. 

Победа Иисуса не предъявляет никаких условий и совершается вопреки обстоятельствам.

Победа Пасхи - чудо Воскресения - это победа жизни для каждого из нас. Она произошла и она дарована человеку вне зависимости от того, какие религиозные действия и ритуалы мы совершаем. Пасха произошла вне зависимости от того, какие лозунги мы произносим и какие убеждения отстаиваем. 

Иисус Христос явлен нам живым. Его не нужно искать среди мертвых. Он не мертв и нельзя говорить Нем так, будто он мертв. Не нужно пытаться оживить его и не нужно делать из него реликвию. Он жив и Дух Его действенен. Его победа - наша победа. Он продолжает побеждать, когда Дух Его действует в нас. 

Мы свидетельствует о жизненности Иисуса Христа тогда, когда помогаем жизни побеждать смерть во всех ее проявлениях. 

Христос живет в христианине, а потому Он не унывает и не ропщет, а с радостно и смело устремляется в будущее.

Пасха кулича и яиц - это добрая и милая традиция. Соблюдение религиозных предписаний может быть полезно, поминовение Иисуса добрым словом - тоже неплохое дело. 

Однако смысл Пасхи бесконечно глубже и важнее для каждого человека. Если мы душою приняли победу Бога - то Пасха для нас уже не просто один из религиозных праздников. Пасха для нас становится праздником события воскресения, частью которого я становлюсь во времени и в вечности. А также Пасха - это праздник Церкви как единения Божьего народа в общем уповании и общей благодарности Христу-победителю.   

Не ищите Иисуса в гробу идеологий, мифов и иллюзий. Его нет здесь. Он воскрес! И зовет нас последовать за Ним!

Евангелие провело нас по крестному пути Иисуса. Верою мы стали частью Христа и Его Пасхи. Мы, ты и я, свидетельствуем о победе Иисуса Христа распятого и воскресшего, живого и оживляющего. Мы являем миру Его святой образ. И происходит это не только и не столько посредством наших успехов и достижений, одобрения и признания со стороны людей, но в большей степени посредством того, что все победы мы отдаем Богу. У Него нет побежденных. Те, кого безумная толпа, безответственные правители и потерявшие страх Божий священники называют глупцами и юродивыми, проклинают и распинают, принимают образ Христа. Христиане не потому называются так, что превосходят других людей в чем-то, а потому, что в них живет и действует Христос. Своей верой, действующей любовью, своими молитвами, своим поиском ответов, своей борьбой, своим мужеством мы несем Пасху другим! 


+ Дитрих Брауэр