По слову Твоему закину сети (V Троицы)

Лк.5:1-11

Дорогие сестры и братья!

Как бы в продолжение празднования дня святых Петра и Павла мы читаем сегодня этот проповедный текст из 5 главы Евангелие от Луки. Здесь речь идет о призвании апостола Петра. Это призвание происходит как своего рода иллюстрация к речам Иисуса. 

Иисус проповедовал Слово Бога толпе людей, которая следовала за Ним. Люди практически преследовали Его. Об этом сообщает завершение 4 главы. Иисус покидает Капернаум и уходит в уединенное место. Но толпа находит Его и пытается удержать. Иисус отвечает им: «Я должен возвестить Царство Бога и в других городах. Для этого Я был послан». 

Люди видели чудеса, которые творил Иисус. Он изгонял бесов, исцелял, в Его слове чувствовалась власть. К нему стали приносить больных и одержимых и Он, возлагая руки, исцелял их. За чудом, за исцелением люди шли к Нему. 

Кажется, что и призвание Петра произошло лишь потому, что Иисус сотворил чудо. А именно: подарил чудесный улов рыбы рыбакам. Но это так лишь на первый взгляд. 

Нужно рассмотреть историю призвания Петра подробнее, чтобы понять её истинный смысл.

Толпа теснит Иисуса и Он встает в одну из лодок, чтобы оттуда продолжить Свою речь. Когда Его проповедь закончена, Он просит Симона отплыть на глубину и забросить сети для лова. Рыбаки трудились целый день и ничего не поймали, и потому Симон недоумевает, зачем Иисусу понадобилось вновь закидывать сети. Но Он верит Иисусу: «Раз Ты велишь, я заброшу сети». Вера делает чудо возможным. Но главное чудо ей еще предстоит сотворить. Зерно веры посеяно в сердце Симона-Петра Словом Иисуса Христа. И это главное. Нет ничего, что было бы важнее.

Та же вера, что побудила Петра сказать Иисусу «да» сейчас, по совершении чудесного улова вызывает страх и трепет пред Тем, в чьих руках жизнь и смерть. «Уйди от меня, ибо я человек грешный!». Страх и трепет пред Богом, раскаяние и смирение пред Ним - это естественное следствие веры. Когда мы обретаем веру, то первое, что осознаем, что имеем дело не с философскими установками, но с реальностью Бога. И это осознание не может не страшить нас. Ведь как мы можем выстоять перед таким Богом?! Мы имеем дело с Богом не с нарисованным нашим воображением, не сконструированным из наших желаний, не сформированным по человеческим канонам, но Богом живым и всемогущим! Никак пред Ним мы устоять не можем. 

Потому что Он чист и свят, справедлив и вечен. А каковы мы? Мы ограничены, несправедливы, неверны. От Бога мы можем ожидать лишь справедливого наказания за наши грехи. Причем не какие-то внешние прегрешения, а нашу греховную сущность.   

И вот ответ Иисуса, уверовавшему рыбаку Симону-Петру: «не бойся, отныне ты будешь ловцом людей». Здесь раскрывается истинный смысл сотворенного Иисусом чуда. Чудо не происходит ради чуда как такового. Оно происходит, чтобы человек уверовал. Чтобы доверился Богу, в раскаянии, страхе и трепете, но также и с радостью и воодушевлением следовал Иисусу Христу. 

Поручение, которое вместе с даром веры получает апостол Петр - быть ловцом человеков - вполне можно назвать божественным. С ним невозможно справиться человеку одному, но только человеку, доверяющему Богу.

Но как мы можем доверять Тому, Кто вызывает у нас страх и трепет? Без Христа этого сделать нельзя. Он олицетворяет собой Божью милостью к нам. Следуя за Ним, внимая Его слову, проникаясь Его духом, мы сами и мир вокруг начинают меняться.   Все возможно верующему. Все становится возможным тому, кто связан с Богом через Иисуса Христа. 

Подтверждением того, что не чудо как таковое стало причиной следования учеников за Христом, является и завершение нашего сегодняшнего Евангельского отрывка. «Они бросили все и последовали за Ним».  

Ученики не видят в Иисусе просто чудотворца, не ищут выгод для себя, но следуют за Ним, оставив все прошлое позади. Их вера покрывает все. Она меняет все. 

Эти простые люди, рыбаки с Геннисаретского озера станут апостолами Церкви, ловцами человеков. Их задачей не будет рекламировать себя, собирая вокруг себя толпы последователей. Им важно будет исполнить порученное Христом, чтобы люди обретали веру посредством Радостной вести о прощении грешников по Божьей милости. Проповедью о Христе мы и сегодня возвещаем Божью силу и мудрость, исцеление и спасение. 

Проповедь о Христе - это задача Церкви. Задача не отдельных ее служителей, но каждого призванного христианина. Мы проповедуем не себя, но Христа, который на кресте взял на себя нашу вину, разрушил пропасть между человеком и Богом, но также и все преграды между человеком и человеком. Ведь, как можно приобрести себе другого человека? Этого нельзя сделать ни силой, ни подкупом, это можно сделать только с любовью. Всякое христианское слово должно быть сказано с любовью. Даже если это слово «нет».

Сегодня мы вновь слышим напоминание Божьего Слова о том, в чем состоит поручение Церкви. Ей поручено не самолюбование или  высокомерие. Ей поручено возвещать людям Евангелие Иисуса Христа. Жизнь христианина - это не христианская атрибутика и обряды - это жизнь во Христе - со всеми её взлетами и падениями, когда мы молитвенно произносим: «по слову Твоему я закину сети». 

Так идет христианская община по своему пути, освещенному светом Божьей благодати. Мы продолжаем проповедовать распятого Христа, продолжаем закидывать сети, служить ближним по мере сил. Иногда нам кажется, что общины таким маленькие, верующих христиан совсем немного, христианские церкви подвержены постоянным кризисам и злоупотреблениям. Вновь и вновь закидывая сети проповеди мы часто, как нам кажется, не достигаем желаемого результата, не находим соответствующего отклика среди людей и нам хочется опустить руки и оставить свои попытки. Но также было и с Симоном. Только его вера сделала его апостолом Петром. Важно не количество пойманной нами рыбы, а наше доверие силе Того, Кто призывает нас. Он и сегодня говорит Своей общине: «не бойся, только веруй!»        


+Дитрих Брауэр